Я – никому неизвестный и неизданный автор, не имеющий за душой ничего, кроме своих книг, средней зарплаты и степени кандидата экономических наук. И, конечно, мне рано говорить о конечных результатах своей деятельности на поприще раскрутки: издатели пока не стоят в очереди у моих дверей. Но я не осаждаю издательства с нижайшей просьбой меня опубликовать, потому что понимаю – никто не купит моих книг, даже если они завтра окажутся на полках магазинов, и потому что никто не вложит денег в рекламу, а у меня этих денег нет (таких, которые дадут реальную отдачу; я все же экономист и знаю кое-что о рекламе и маркетинге).

Именно поэтому главная моя цель на данный момент — не издатели, а читатели. Попытка включить сарафанное радио, которое является лучшей рекламой для автора.

Результаты мои скромны, но обнадеживающи. Я имею около 50 тысяч скачиваний моих книг, более 150 реальных читательских отзывов, на моем форуме зарегистрировано 35 человек, очень многие интересуются моими книгами в бумажном виде, в том числе из-за рубежа, и – что невероятно мне льстит, хотя кому-то покажется смешным – около 10 человек ВКонтакте указывают мои книги в качестве своих любимых. И это – за 3,5 месяца интенсивной саморекламы.

Заранее оговорюсь: все, что мною сделано, имеет колоссальную трудоемкость, я трачу на раскрутку не менее 6 часов в день. Но мои капиталовложения на данный момент составляют всего 520 рублей (не считая, конечно, стоимости интернета и компьютера). Планирую вложить еще около трех тысяч в размещение сайта на платном хостинге. Процесс поставлен на самоокупаемость. Чтобы не лишить свою семью денег, я вкладываю в раскрутку только то, что зарабатываю на книгах, а это немного.

На начальном этапе я, естественно, создала свой сайт. Для этого мне пришлось освоить программу Adobe Dreamweaver. Конечно, веб-дизайнером я не стала, и у сайта множество недостатков, но факт его наличия налицо. На моем сайте выложены тексты всех моих романов целиком (у меня их 7, восьмой проходит бета-ридеров), для чтения и для скачивания в 6 форматах. К сайту прилагается форум. Я сделала его за несколько часов (рекомендую всем, совершенно бесплатная штука с возможностью изменения дизайна на свое усмотрение; минимальная, ненавязчивая тематическая реклама, borda.ru). Форум создан для сбора отзывов на книги, но существует и как место для дискуссий по тематике моих книг. Кроме того, borda.ru предлагает бесплатные гостевые книги.

Самым главным ходом в раскрутке явилось размещение книг в крупных библиотеках интернета. Для этого я обратилась в Литрес (aapi.ru) и заключила с ними договор на размещение у них своих книг. Никаких препятствий с их стороны в связи с тем, что мои книги не опубликованы, я не встретила. Видимо, они заинтересованы в увеличении количества авторов. Договор пришлось подписывать в бумажном виде и отсылать его в Москву. Я подписала договор на бесплатное размещение книг, это хочется особенно подчеркнуть. Для авторов с именем, книги которых хорошо продаются, возможно, не имеет смысла размещать книги бесплатно. Но для автора, имени которого никто не знает, такие библиотеки – великолепная рекламная площадка.

В результате этого договора мои книги попали в 5 библиотек: Альдебаран, Литпортал, Фэнзин, Bookz.ru и ФикшенБук.

Пока книги стояли в новинках на первых страницах сайтов, их скачивали охотно и часто, тогда и появились первые отзывы. Признаюсь, пару штук написала сама. Дело в том, что отзывы в библиотеках высвечиваются на первых страницах, и это привлекает внимание к книгам.

В тот же день, когда мои книги появились в библиотеках Литреса, их стащили в библиотеку Либрусек, которая зарегистрирована в Эквадоре и подчиняется закону об авторских правах Эквадора. Это огромная аудитория читателей (более 70 тысяч посетителей в день), в том числе русскоязычные читатели из-за рубежа. Ссориться с этой аудиторией я никому не советую – не окупится. К авторам, качающим свои авторские права, там относятся очень негативно и даже жестоко. Разве что огрызками не кидаются. Но стоит дать согласие на размещение своих книг в этой библиотеке, и читатели тут же меняют точку зрения. Авторов, которые зарегистрированы в этой библиотеке, облизывают, ведут им строгий учет, любят, помогают и добровольно перечисляют деньги. Немного, но сам факт! Информация о получении авторами денег открытая, поэтому могу сказать: мне там заплатили больше четырех тысяч рублей (на on-line чтениях в Литрес я не заработала и пятисот рублей).

То, что я являюсь идейным противником закона об авторских правах, к этому посту не имеет отношения, но, как экономист, могу отметить: борьба с бесплатными библиотеками не красит автора в глазах множества читателей, я бы сказала, в глазах большинства читателей. На продажи бумажных книг возможность скачать книгу бесплатно практически не влияет, это два разных потребительских рынка на данный момент. Многие читатели не покупают бумажных книг, не просмотрев электронную версию, а многие прочитавшие готовы купить бумажный вариант, чтобы дать почитать друзьям, родственникам и знакомым. К сожалению, я не владею информацией о том, сколько могут принести автору электронные продажи, но для автора, которого никто не знает, могу сказать однозначно: 300 рублей в месяц – потолок. Если биться за эти 300 рублей, теряя читательскую аудиторию – игра не стоит свеч.

Так что следующий мой шаг в раскрутке: выход на форум Либрусека. Хочу отметить: стоит дождаться, когда Либрусек сам разместит ваши книги у себя, а не пытаться их втюхать, к этому там тоже относятся негативно и посылают на Самиздат. Неизданных книг там много, с Самиздата в том числе, но размещают их читатели.

Отдельно упомяну библиотеку «Маленькая паутинка», которая дала мне более 10000 скачиваний. Книги туда берут в формате chm, поэтому желающих заливать книги мало. Если освоить способ перевода книг в этот формат, можно долго стоять на первой странице.

Чуть не забыла: для всех моих книг я сама разработала обложки. Это производит впечатление. У моих обложек есть недостатки, и когда-нибудь я это исправлю. Но многие читатели были уверены, что это изданная авторская серия.

Когда прошла первая волна скачиваний моих книг из библиотек, пришлось крутиться дальше. Меня ведь никто не знает и книг моих через функцию «Поиск» не ищут. В ход пошли форумы библиотек. Могу показать, как не надо рекламировать себя на форумах: (сама читала эту ветку как детектив. Финал оказался закономерным и непредсказуемым, как и положено хорошему финалу).

Автором, с моей точки зрения, сделаны две ошибки. Во-первых, что бросается в глаза, не надо регистрироваться под разными именами с одного компьютера, администрация форумов видит не только IP-адреса к каждому сообщению, но и параметры системы, монитора, отставание времени компьютера от времени сервера и прочее. А вторая ошибка – незачем рекламировать книгу, которую нельзя прочитать в электронном виде или купить.

Форум Фэнзина, с моей точки зрения, довольно злобный, и народ критикует книги в основном для самолюбования. Но и это – реклама, бесплатная, прошу заметить.

Следующий мой шаг – создание группы ВКонтакте. Лучше всего, если группу создадите не вы, и приглашения будут рассылать ваши друзья. Это могут быть виртуальные друзья, но на то мы и писатели, чтобы создавать достоверные образы. По правилам сайта, в день можно разослать до 40 приглашений от одного человека, так что ежедневно 40 человек узнают о том, что есть такой автор – Денисова Ольга. За 3 месяца, соответственно, я известила об этом более 3600 человек. Совершенно бесплатно. Я трачу на это около 3-5 минут в день. Примерно 1/10 приглашенных принимает приглашение, но это вовсе не означает, что они читают книги. Конечно, приглашать надо не всех подряд, а выбирать поиском целевую аудиторию. Я использую в поиске фамилии авторов, которые в чем-то близки по содержанию к моим книгам, и с которыми меня сравнивают читатели.

Еще один маркетинговый ход — создание тестов на моем сайте. Это ход принес мне 2000 посетителей сайта (более 8000 визитов). Я размещала ссылки в форумах и блогах, и многие копировали эти ссылки на свои форумы.

Ну и конечно, на каждом форуме, где я зарегистрирована под своим именем, я оставляю в качестве подписи либо баннер моего сайта , либо user-bar со ссылкой на библиотеку, где можно сразу же увидеть читательские отзывы на мои книги.

Мои неудачи

1. Я разместила в библиотеках все свои книги, и сделала это напрасно – стоило отбросить те, которые я не считаю удачными. Однако отзывы показали, что неудачные с моей точки зрения книги иногда нравятся читателям больше, зато дают пищу для критики.

2. Поддавшись на легкость привлечения внимания провокационными сообщениями, я попробовала воспользоваться этим способом, тем более что тематика моих книг очень к этому располагает. Могу сказать: да, это привлекает внимание, количество скачиваний растет. Но надо быть сделанным из железа, чтобы принимать участие в дискуссиях на провокационные темы. Я выслушала в свой адрес множество оскорблений, в том числе о собственной сексуальной неудовлетворенности, а так же о грязном пиаре своего имени.

3. С той же целью была создана провокационная группа ВКонтакте, и ничем хорошим это тоже не закончилось – это привлекло мерзость и шушеру как со стороны противников, так и сторонников моей точки зрения. Воинствующие противники испортили мне оценки в библиотеках и постоянно лезут с матерными оскорблениями, куда только могут влезть. Сторонники – ничуть не лучше. При этом (по сценарию) я не состою в этой группе и очень отрицательно к ней отношусь.

4. Попытки рекламировать себя в сообществах ЖЖ (я пока не добралась до других блогов) не приносят результата и вызывают раздражение. Невинная и красивая подпись под сообщениями воспринимается модераторами в штыки, хотя на любом форуме это считается нормальным. Но я бы вообще не ходила на форумы и в блоги, если бы не возможность оставить эту подпись – это отнимает слишком много времени, которое можно потратить на написание книг вместо бесполезного трепа.

5. Такая полезная штука как Imhonet не позволяет рекламировать себя, но разместить там ссылки на свои книги можно. И если кто-то из постоянных посетителей вдруг напишет на них хороший отзыв, это вызывает огромный всплеск внимания к книгам. В результате такого отзыва, моя книга две недели стояла в рейтинге ТОП-10 на первой странице библиотеки Альдебаран (хвастаюсь). Но способов саморекламы на Имхонете я не нашла.

6. Читательские отзывы (а по определению все они не могут быть положительными) я воспринимаю очень болезненно. Я была не готова к разбору своих книг недоброжелательной публикой. У меня до сих пор остается ощущение, что я голышом стою перед толпой, эта толпа разглядывает меня в бинокли и комментирует увиденное в мельчайших подробностях. Если это так сильно ранит меня, человека неробкого и энергичного, то для многих авторов – ранимых и трепетных – это может стать просто убийственным.