Цель данной статьи — дать общую информацию о поисковой оптимизации и на практических примерах показать, какие работы могут быть выполнены автором сайта без обращения к поисковым оптимизаторам. Другими словами: вы узнаете, что может сделать неискушенный в вэб-технологиях писатель для увеличения посещаемости своего сайта.

Поисковая оптимизация – что это?

Поисковая оптимизация сайта – это набор действий, после которых ваш сайт станет появляться на таких сайтах как www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.mail.ru, www.google.ru и др. в первых строчках результатов поиска по ключевым словам. Набор этих действий условно делится на два этапа: работа над вашим сайтом и работа с другими сайтами.

Работа поисковой системы – это некий черный ящик, точный алгоритм работы которого не знает никто. Более того, эти алгоритмы постоянно меняются. То что, работало буквально вчера, сегодня уже не приносит никаких результатов. Поэтому практически невозможно найти достоверную информацию о том, как правильно заниматься поисковой оптимизацией, а мнения разных оптимизаторов по разным вопросам могут различаться и зачастую достаточно сильно.

 

Как поисковик находит сайты?

Алгоритм, по которому поисковая машина решает показывать ваш сайт по тем или иным ключевым словам, называется ссылочное ранжирование. Основан он на анализе ссылок на ваш сайт, содержащих это словосочетание. То есть, если десяток ваших друзей поставят на вас ссылку со словами «дуэль Александра Пушкина», то в идеальном мире через 2-3 недели, когда пользователь наберет в поисковике данную фразу, вы будете на первом месте.

Итак, если вы хотите попасть в первые строки поисковиков, вам надо соблюдать общий принцип: больше ссылок на ваш сайт с других сайтов с нужными вам словами.

Подбор ключевых слов

Оптимизация начинается с подбора нужных вам слов, по которым вы желаете занять первые места. Одни слова люди ищут чаще, другие реже. Проще всего узнать статистику запросов на сервисе Подбор слов на сайте Яндекса.

Пишем интересующее нас слово и получаем количество запросов в месяц, а также близкие по смыслу словосочетания. Выписываем все слова с количеством запросов для будущей работы, и заносим их, например, в файл Excel.

Слова, с точки зрения количества запросов, делят на три категории: высокочастотные (тысячи или десятки тысяч запросов), среднечастотные (тысяча), низкочастотные (сотни). Деление это условное, так как в каждой тематике масштаб запросов разный.

Если слово — высокочастотник, то, скорее всего, на свете существует много людей, которые хотели бы появиться по нему в результатах поиска. Следовательно, выбирая его, мы сталкиваемся с большой конкуренцией, преодолеть которую можно лишь с помощью серьезных финансовых вложений.

Чтобы этого избежать, остановим выбор на низкочастотных и среднечастотных запросах. Обычно это 2-3 словосочетания, которые будут наиболее точно соответствовать тематике вашего сайта. Следовательно, человек, который их искал, будет наверняка заинтересован в вашем контенте. Кстати, высокочастотник, как правило, не гарантирует этого. Например, крайне популярное слово «книга» может интересовать очень разных пользователей, а запрос «книга о жандармах» — это уже точное попадание в цель.

Размещение ключевых слов на вашем сайте

Все ваши ключевые слова должны встречаться у вас на сайте. Достаточно сложно уместить десятки отобранных словосочетаний на первой странице, поэтому их необходимо отсортировать по количеству запросов: наиболее популярные размещаем на главной странице, чуть менее популярные — на последующих. В файле, где у нас содержится список ключевых слов, помечаем, где именно они будут фигурировать.

На основе этого списка мы составим ссылки, которые будут иметь следующий вид: Вступление — ключевое слово со ссылкой на выбранную страницу – окончание. Например: «Удивительная книга о жандармах Петербурга». На каждое словосочетание создаем как можно больше ссылок (как их использовать — будет рассказано ниже).

Кстати, заранее решите, как вы будете давать ссылку на ваш сайт — с префиксом www или без. Строго придерживайтесь выбранного алгоритма и попросите программиста сделать на сайте переадресацию с одного варианта на другой. Обычно технически подкованные люди предпочитают вариант без www; гуманитарии — наоборот. Вариант с www также более нагляден для печатной рекламы и упоминания в прессе.

Пишем тексты

Самый важный текст – текст на главной странице сайта. Кроме привлекательности для потенциального посетителя, он должен быть привлекателен и для поисковых систем. Расставляем в нем ключевые слова и каждое ключевое слово повторяем 2-3 раза (можно в разных падежах). Но не стоит увлекаться: общее количество повторений не должно превышать 5% от объема текста — иначе поисковые машины могут принять это за спам.

Точно также поступаем и с последующими страницами. Чем больше у вас страниц с текстом – тем лучше. Даже если у нас совсем мало информации, думаем, как можно увеличить объемы: пишем новости или стати по выбранной теме. Поисковые машины любят, чтобы информация постоянно обновлялась, так что систематическая публикация материалов — это важно.

Хорошим подспорьем в этой ситуации может быть система модерируемых комментариев к новостям или статьям. Если наш ресурс будет интересен, посетители с радостью напишут нам несколько строк, а поисковые машины будут видеть, что сайт живет и развивается.

Делаем правильные заголовки у страниц

Заголовки страниц отображаются в самом верху браузера у пользователя и на страницах с поисковой выдачей. Поисковые системы обращают на них самое пристальное внимание. Есть много интересных мнений, как сделать правильные заголовки (со всеми ими можно ознакомиться в сети), я же предложу следующий:

Берем самые высокочастотные слова из списка и составляем из них фразу, при этом отделяем ключевые слова запятой и пытаемся уложиться в 50-60 символов. Это и будет заголовок главной страницы.

Вот так он выглядит у Озона: «Интернет-магазин OZON.ru — книги, видео, музыка, софт, электроника, dvd. Купить книги, книжный магазин».

Для вторых страниц придумываем одно-два слова (короткое название сайта), которые описывают сайт, и проставляем заголовки по следующим принципам:

В рубрике: Название рубрики – короткое название сайта

В статье: Название статьи – Название рубрики – короткое название сайта

Хорошо, если программист обеспечит вам возможность вручную проставить заголовки для вторых страниц через систему администрирования сайта. В них надо прописывать фразы из ключевых слов, по которым мы оптимизируем данную страницу.

Перелинковка страниц сайта

Перелинковкой страниц называют дополнительное связывание их между собой при помощи ссылок. Обычно на сайте есть только главное меню, через которое посетитель попадает в какой-либо раздел, а потом и дальше. Если у вас на сайте графическое меню, внизу обязательно сделайте текстовое, а в пунктах используйте ключевые слова.

В Сети можно найти множество интересных идей для перелинковки страниц; перечислим те, без которых никак нельзя обойтись:

• создаем карту сайта, где будут отражены ссылки на все страницы;

• в новостях и статьях внизу делаем блок, который будет ссылаться на похожие или популярные тексты на сайте. Также хорошо проставить ссылки на следующую/предыдущую новость;

• берем за правило из каждого текста ссылаться с разных слов на другие свои статьи;

• на каждой странице — как главной, так и последующей — заводим блок, где размещаем составленные раннее ссылки с ключевыми словами (по 3-5 штук).

Что еще можно сделать?

Ниже приводится список дополнительных задач (отправившись по ссылке, вы узнаете, что это такое).

• Реализовать Sitemap для поисковиков;

• Для новостей сделать RSS и добавить его в rss агрегаторы;

• Нарисовать favicon;

• Попросить верстальщика использовать для заголовков HTML тэг H1, а для подзаголовков H2;

• Для HTML мета-тегов Desciption и Keywords реализовать автоматическую подстановку, как для заголовков страниц (см. раздел Делаем правильные заголовки у страниц);

• Сделать robots.txt;

• Зарегистрироваться на http://webmaster.yandex.ru/, чтобы получить много интересной информации о вашем сайте со стороны поисковой машины Яндекс;

• Добавить сайт в каталоги Rambler Top100 и Яндекс-Каталог.

Ставим внешние ссылки

После всех вышеописанных действий пришла пора поставить немного внешних ссылок на сайт. Бесплатно это можно сделать только через своих друзей . Обращайтесь к ним, отправляйте свой список ссылок, просите поставить парочку. На первом этапе отмечайте в вашем списке, какая ссылка где стоит. Или просто указывайте количество ссылок для каждого ключевого слова. Это поможет вам анализировать результаты. При этом стоит учитывать, где поставлена ссылка: на главной странице или на последующих. Ссылки с главных страниц имеют больший вес, поэтому старайтесь размещать на главных страницах свои высокочастотные запросы.

Обмениваться ссылками не стоит. Когда одна вэб-страница ссылается на другую, это значит, что администратор первого сайта считает, что на втором находится что-то важное по теме ключевого слова.

Когда второй сайт делает ответную ссылку, поисковая машина понимает, что ни о какой авторитетности речь не идет — это простой обмен ссылок. Следовательно, полезность этой ссылки уменьшается в сотни раз.

На заре оптимизации каталоги со ссылками были главным методом продвижения в интернете. Их страницы превращались в настоящие помойки, поэтому поисковые машины начали просто игнорировать их, а сами каталоги подвергались бану и пропадали из поиска надолго.

Страницу со ссылками делать можно, но включать в нее надо лишь ссылки по сходной тематике, и их общее количество не должно превышать разумных пределов.

Используйте форумы, где можно было бы написать несколько строк или комментарии в блогах. Всегда ставьте ссылки только с нужных ключевых слов.

Занесите сайт во все сайты социальных закладок.

Оптимизаторы покупают внешние ссылки на сайты клиентов через биржи ссылок. Если у вас есть рекламный бюджет, то вы сами можете попробовать это сделать. Крупнейшие биржи: www.sape.ru, www.mainlink.ru, www.xap.ru. Работы с этими биржами оставим за рамками данной статьи.

Если ничего не произошло

Если через пару месяцев вы не заметили ощутимого прироста поискового трафика, то переживать не стоит. Поисковая оптимизация для неискушенного человека не может быть простой задачей.

В данном случае необходимо обратиться к специалистам. Выбирайте с десяток исполнителей (это могут быть как студии, так и фрилансеры) и отправляйте им список своих слов и адрес сайта. Через несколько дней у вас будут цифры и схемы работ. Цифры могут различаться в разы, а схемы работ могут быть самыми причудливыми. Средняя цифра и будет вашим бюджетом.

Как оптимизаторы считают бюджет

Поисковая оптимизация часто сводится к расстановке ссылок на сайт клиента с других ресурсов, поэтому бюджет на оптимизацию часто называют ссылочным бюджетом. Подсчет его происходит следующим образом:

• ключевое слово вводится в поисковую машину и выбираются сайты, которые находятся на первых позициях;

• для каждого сайта находятся все ресурсы в интернете, которые ссылаются на него с данным ключевым словом;

• в полученном списке для каждого сайта на основе его параметров (ТИЦ и PR) и данных ссылочных бирж вычисляется стоимость внешней ссылки с него;

• стоимость суммируется, добавляется какой-то процент сверху, в результате чего и получается цена продвижения для одного ключевого слова.

Раньше подобную работу приходилось делать вручную, теперь появились разные сервисы и программы: например, yazzle.ru/.