Начинающему автору крайне важно получить отзывы от лидеров мнений: известных писателей, журналистов и т.п. Их можно использовать на стадии продажи книги издателю, цитировать на сайте и размещать на обложке. Но как познакомиться с нужным человеком? Написать ему письмо: У меня есть роман. Мне интересно ваше мнение. Текст в приложении?

Если такие имейлы приходят незанятым людям раз в месяц, может, они и откроют файл. А занятый человек удалит письмо. И это не снобизм, не проявление неуважения: просто есть дела важные, а есть неважные. Текст, пришедший от незнакомца без каких-либо объяснений, — это дела неважные.

Есть только один способ обратить внимание на свою книгу: написать краткую аннотацию и в двух строках рассказать о себе. Если тема и/или личность автора заинтересуют, тогда будет ответ. Если нет — увы.

Бесполезно рассылать книгу людям, которые не входят в вашу целевую аудиторию. Не так давно мне пришло письмо с предложением оценить роман об алкоголиках. Автор явно не потрудился проверить, какой литературой я интересуюсь, а потом страшно обиделся: «Вам что, сложно прочитать 80 страниц текста?»

Да, сложно. Потому что у меня на полке — несколько десятков книг, которые мне действительно нужны. А проблемы алкоголиков — это вообще не моя тема.

Автор не задался вопросом: чем я смогу ему помочь? У меня есть связи с редакторами, которые работают в моем жанре, а связей в издательствах, выпускающих маргинальную литературу, нет.

Советы

Изучите, какими темами интересуется нужный вам человек.

Будьте кратки: три строчки — аннотация, три строчки — об авторе. Ниже просьба — что именно вы хотите. Если письмо будет длинное, его могут оставить на потом, а потом оно затеряется.

Будьте конкретны. «Я хочу, чтобы вы просто почитали» — это завуалированная просьба о чем-то ином. Если нужна рецензия или содействие в публикации — так и пишите.

Будьте готовы к отказу. У человека может быть тысяча разных проблем и ему в данный момент просто не до чтения; у вас могут не совпасть вкусы и т.д.

Не воспринимайте отказ как личное оскорбление. Если человек вас не знает, то он отказывает не вам, а буквам на экране.

Будьте самокритичны. Если вам отказывают раз за разом, то проблема кроется в неудачно составленном письме или в неумении найти именно тех людей, которые вам нужны.

Интервью с известными людьми

Интервью — это отличный способ заводить связи. Предложите услуги интервьюера местной газете или сайту с приличной посещаемостью и через год-два вы станете обладателем контактной информации многих полезных людей (что в писательском деле крайне важно).

Интервью бывают следующих типов:

1) информационные — когда у человека спрашивают, что он видел или слышал;

2) интервью-комментарии — когда у человека спрашивают его мнение;

3) интервью-портрет.

Правила написания интервью:

Тщательно готовьтесь к беседе. Контакта не получится, если вы не понимаете, с кем и о чем вы разговариваете. Нужно потратить несколько часов на то, чтобы изучить человека: полистать его блог, выяснить, что о нем пишут в интернете и т.п. Только в этом случае вы поймете, чем интересен ваш персонаж.

Обязательно читайте предыдущие интервью с ним и не задавайте вопросы, которые уже задавались. Когда тебя в десятый раз спрашивают о происхождении псевдонима, это напрягает.

По этой же причине не задавайте вопросы, ответы на которые легко можно найти в Сети. Спрашивайте о том, что интересует лично вас. Дежурные вопросы приводят к дежурным ответам.

Интервью строятся на авторитете: продемонстрируйте в первом абзаце, почему к словам этого человека важно (или интересно) прислушиваться.

Чтобы интервью было интереснее читать, задавайте такие вопросы, на которые можно ответить байкой или интересной историей.

Если вам дают письменное интервью — старайтесь не править текст. Во-первых, правка обижает человека, который потратил личное время на написание ответов. Во-вторых, вы нечаянно можете привнести в текст совсем иной смысл. В-третьих, правка убивает индивидуальный языковой колорит. Интервью — это не художественный текст. Это отражение человека — такое, какое есть.

Что надо править: орфографические и пунктуационные ошибки. Также необходимо вырезать лишнее: одна и та же идея не должна повторяться два раза. Слова-паразиты и «растечение мысью по древу» тоже вычеркиваются. Еще раз: сокращать текст можно, переправлять — только в исключительных случаях, когда речь идет об очевидной ошибке.

Старайтесь по возможности иллюстрировать текст фотографиями. Визуализация образа — это очень важно.

Никогда не публикуйте интервью без согласования окончательной версии.