Автограф-сессии проводятся на творческих вечерах, на ярмарках, но чаще всего — в книжных магазинах. Как правило, администрация идет навстречу авторам, если те предлагают устроить раздачу автографов, так как это поднимает продажи.

Поговорите с директором магазина, узнайте, в какие дни и часы бывает наплыв посетителей, и назначьте мероприятие на это время. Попросите кассиров говорить каждому покупателю, что такого-то числа здесь состоится встреча с автором. Еще лучше, если они будут раздавать маленькие, размером с визитку, флаеры с этой информацией. Флаеры можно заказать в ближайшей типографии, либо отпечатать на принтере самому. За пару дней на дверях магазина надо повесить большое объявление о вашем мероприятии. Лучше всего использовать для этой цели профессионально изготовленный плакат, но если средства не позволяют, подойдет и обычная компьютерная распечатка.

Отличный вариант — красивые книжные закладки. Разместите на них название книги, имя автора, ссылку на ваш сайт и краткое, в одно-два предложения, описание сюжета. Загодя оставьте в магазине несколько сотен закладок и попросите продавцов вкладывать их в пакеты с покупками. Не ограничивайтесь магазинами больших городов. Неплохие продажи можно сделать, если вы устроите все то же самое в районных центрах. Там не так много культурных событий, и вы привлечете к себе куда больше внимания.

Узнайте, есть ли в магазине стол и стул, подходящие для ваших целей. Захватите:

• скатерть (иногда авторам предоставляют грязные или исцарапанные столы);

• несколько листов бумаги формата A4;

• заранее отпечатанные на принтере объявления, о том, что сейчас в магазине проводится автограф-сессия;

• клейкую ленту (чтобы можно было прикрепить эти объявления);

• распечатку отзывов о вашей книге;

• визитки;

• ножницы;

• ручки — несколько штук;

• бутылку с водой;

• мятные таблетки;

• рекламные материалы — закладки, брошюры и т.п. (если есть);

• плакат со стойкой (если есть).

Приезжайте за полчаса до начала мероприятия, чтобы все как следует приготовить.

Перед началом мероприятия попросите администрацию, чтобы вас представили сотрудникам магазина. Кратко расскажите о своей книге.

Если в магазине есть внутреннее радио, подготовьте текст анонса в различных вариантах для того, чтобы объявление о вашем мероприятии можно было сделать несколько раз.

Если вы решите изготовить флаеры, не ограничивайтесь только магазином — отнесите их в ближайшую библиотеку и в другие места, где могут собираться ваши потенциальные читатели. Например, если вы написали сказку для дошкольников, загляните в ближайшие детсады.

Спросите директора, можно ли выставить ваши книги рядом с кассой на время проведения мероприятия. Если он разрешит, повесьте рядом объявление. Например: Сегодня с 16 до 18 часов автор детективов Иван Будкин проводит автограф-сессию.

Пригласите на ваше мероприятие как можно больше друзей и родственников, чтобы они создавали толпу вокруг вашего стола. Люди падки на сенсации и очень часто готовы купить книгу только потому, что ее все берут.

Заговаривайте с людьми: рассказывайте им о своей книге, приглашайте их пообщаться. Если вы будете просто сидеть за столом, к вам никто не подойдет.

Продумайте, что вы ответите на вопрос: «О чем ваша книга?» Ответ должен быть точным и кратким.

Если человек остановился рядом с вашим столом, представьтесь и протяните ему книгу. Люди обычно берут то, что им дают, а раз уж взяли — смотрят, что это такое. Если человек начал читать, не отвлекайте его.

Если в магазине есть выход в интернет, а у вас имеется ноутбук, установите его на столе. Пока вы подписываете книги, предложите покупателям посмотреть ваш сайт.

Не ждите высоких продаж. В среднем начинающий автор продает 4-7 книг за вечер. Цель автограф-сессии — это уведомление читателей о вашем существовании и — главное! — знакомство с персоналом магазина. Если вы им понравитесь, они будут активнее продавать ваши книги.

Поэтому, даже если все пошло наперекосяк, не показывайте недовольства продавцам и администрации.

При подписании книги всегда спрашивайте, желает ли читатель, чтобы автограф был именной. Если вы не уверены, как пишется имя или фамилия покупателя, уточните.

Принесите с собой фотоаппарат и сфотографируйтесь с продавцами и директором. Постарайтесь, чтобы в кадр попала и ваша книга. Купите недорогую рамку, вставьте в нее фотографию и отправьте администрации магазина. Можно предложить создавать Стену славы, где будут вывешиваться фотографии писателей.

Можно фотографироваться вместе с покупателем на цифровую камеру, брать у него имейл, а потом пересылать ему фотографии. Кстати, это поможет создать список электронных адресов для будущей рассылки.

Положите на стол распечатку читательских отзывов. Давайте ее почитать любому, кто проявляет хоть какой-то интерес к книге. Сделайте несколько экземпляров на тот случай, если кто-то из посетителей захочет взять себе один листок.

Постарайтесь, чтобы ваш автограф не был безликим. Придумайте фирменную фразу: пожелание или слова благодарности. Рядом с датой поставьте адрес вашего сайта.

Благодарите тех, кто помог вам организовать автограф-сессию. Подарите продавщицам по розе или шоколадке. Перед уходом спросите администратора магазина, сколько книг вам следует подписать, чтобы у них остались экземпляры с автографами. Подписанные книги привлекают больше внимания; кроме того, магазин не имеет права вернуть их издательству.

Посещайте автограф-сессии других писателей. Когда у них выдастся свободная минута, представьтесь. Отслеживайте, что у них получается, а что нет. Учитесь и обменивайтесь опытом.